• Главная
  • Бизнес-план
  • Производительность труда
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг

Меню сайта

  • Главная
  • Разработка бизнес-плана организации
  • Расчет производительности труда
  • Предприятие, цели создания и принципы функционирования
  • Проблемы цикличного развития экономики
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг
  • Материалы по экономике

Производительность труда.

Определим понятие производительности в узкой технической кон­цепции и в широкой общественной концепции.

Под производительностью в узкой технической концепции понимается отношение выводимой продукции к вводимым ресурсам.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ = ВЫХОД / ВВОД

где: Выход — товары, услуги, сервис, количество, качество, стоимость, поставка, добавленная стоимость; Ввод — труд, капитал, материалы, обо­рудование, энергия, земля, технология, информация.

Этот показатель выражает степень эффективности использования ре­сурсов.

Под производительностью в широкой общественной концепции понимается, прежде всего, то, что производительность — это умственная склон­ность человека к постоянному поиску возможности усовершенствова­ния того, что существует. Она основана на уверенности в том, что чело­век может работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра еще лучше. Она требует постоянно совершенствовать экономическую деятельность с уче­том меняющихся условий общества.

Следует выделить две группы факторов повышения производитель­ности: 1) находящиеся под управлением делового субъекта (менеджмент - стратегические решения, организационные вопросы, трудовые от­ношения, руководящие и контролирующие кадры средних звеньев, технология, средства производства, исследования и разработки, качество продукции, условия труда, информация);

2) не находящиеся под управлением делового субъекта (политичес­кие

мероприятия правительства, инфраструктура, рыночный ме­ханизм, законы, конкуренция, обеспечение природными ресурса­ми, трудовые ресурсы, культура и социальные ценности). Повышение производительности в любой организационной системе может происходить различными путями под воздействием вышеназван­ных факторов. Она может повышаться, если наблюдается одна из пяти ситуаций:

1. продукция растет, а затраты снижаются,

2. продукция растет быстрее, чем затраты,

3. продукция остается без изменений, в то время как затраты снижаются,

4. продукция растет при неизменных затратах,

5. продукция снижается более медленными темпами, чем затраты.

В условиях формирования рыночных отношений следует различать отношение к процессам изменения производительности с обществен­ной точки зрения и с точки зрения частного владельца — фирмы, пред­приятия (рис. 1).

Необходимо отметить, что производительность является важнейшим показателем экономического роста, т.е. показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода.

Экономический рост — одна из основных целей в экономике госу­дарств с рыночной структурой хозяйствования. Увеличение обществен­ного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни. Рост реального продукта приводит к возрастанию материальных благ, предоставляемых государством своим работникам. Динамически разви­вающаяся экономика, в отличие от статической, позволяет обществу уве­личивать реальный валовой национальный продукт (ВНП) или чистый национальный продукт (ЧНП).

Увеличение реального продукта и дохода может осуществляться дву­мя основными способами: а) путем вовлечения в производство большо­го объема ресурсов, к примеру, затрат труда, и б) путем более произво­дительного их использования. Таким образом, мы приходим к понятию «трудозатраты». Так, реальный ВНП определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на производительность труда.

ВНП = число отработанных человеко-часов х производительность труда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи

Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров. При этом, конкуренция ...

(c) 2021 www.norpak.ru

  • На главную
  • Список страниц сайта