• Главная
  • Бизнес-план
  • Производительность труда
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг

Меню сайта

  • Главная
  • Разработка бизнес-плана организации
  • Расчет производительности труда
  • Предприятие, цели создания и принципы функционирования
  • Проблемы цикличного развития экономики
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг
  • Материалы по экономике

Издержки фирмы в краткосрочном периоде

Остановимся на деятельности фирмы в краткосрочном пе­риоде. Введем ряд понятий, которые нам потребуются при ана­лизе деятельности фирмы.

Общий, средний и предельный продукт. Рассмотрим некую условную фирму. Для простоты будем считать, что производст­во налажено с использованием только двух факторов: капита­ла и труда. При этом капитал представляет собой постоянный ресурс, а труд — переменный.

Дадим определение введенным понятиям: — общий (суммарный) продукт — общее количество продукции, произведенное за данное количество времени (ме­сяц). Если величина всех вводимых факторов производства, кро­ме одного, остается неизменной, то общий продукт будет расти или умень­шаться с увеличением или уменьшением количества применен­ного переменного ресурса;

· средний продукт — количество продукции в расче­те на одну единицу переменного фактора — труда.

· предельный продукт — изменение величины суммарного продукта за счет ввода в производство одной дополни­тельной единицы любого переменного фактора.

Таким образом неизбежно действие закона уменьшающейся отдачи: если в про­цессе производства все вводимые факторы производства оста­ются неизменными, а количество переменного фактора растет, то неизменно наступит ситуация, когда каждая дополнительная единица переменного фактора будет добавлять к суммарному продукту все меньшую и меньшую величину. Это равносильно утверждению, что при тех же условиях непременно наступит момент, когда начнут уменьшаться значения предельного продукта.

Первоначальный рост общего продукта объясняется действием эффекта разделения труда и возможностью улучшения организации про­изводства товара. Однако, если все остальные факторы останут­ся неизменными, то обязательно наступит такой момент, когда резервы разделения труда будут исчерпаны, и каждая допол­нительная единица переменного фактора начнет приносить все меньшую добавку к суммарному продукту. Строго говоря, воз­можна ситуация, когда предельный продукт станет равным ну­лю (т. е. дополнительный рабочий ничего не прибавит к общему продукту) и даже отрицательным (значит, новый рабочий стал уже просто мешать производству и общий продукт сокращается).

По определению, величина среднего продукта он равен общему продукту.

Рассмотрим теперь издержки фирмы в краткосрочном периоде. При этом будем исходить из предпо­ложения, что фирма не может влиять на цену используемых ею ресурсов. Зная цену ресурсов и величины общего продукта, среднего продукта и предельного продукта можем вычислить соответствующие величины из­держек. Общие издержки — суммарные издержки фирмы, связанные с выпуском данного объема готовой продукции. Общие издержки делятся на две части: общие постоянные издержки и общие переменные издержки. Общие посто­янные издержки не меняются с ростом или уменьшением выпу­ска продукции. Более того, они имеют место даже тогда, когда готовая продукция вообще не выпускается. Во многом наличие общих постоянных издержек объясняется использованием в краткосрочном периоде по­стоянных факторов производства. К таким издержкам относят­ся процент с кредита, взятого для приобретения оборудования, амортизационные отчисления, страховые взносы, арендная пла­та — они должны выплачиваться вне зависимости от объемов готовой продукции. Общие переменные издержки меняются с увеличением выпуска продукции: фирма нанимает для этого больше рабочих, закупает больше сырья, увеличивает расходы электроэнергии и т.п. Поскольку переменным фактором является труд, то заработная пла­та рабочих и составит общие переменные издержки фирмы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи

Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации
Настоящие Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации изданы в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхож-дения товаров" (далее - Закон) от 23 сентября 1992 года № 3520- ...

(c) 2021 www.norpak.ru

  • На главную
  • Список страниц сайта