Меню сайта
Прибыль и доход как основные показатели результатов деятельности предприятия
Планируется прибыль раздельно по видам:
* от реализации товарной продукции;
* от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
* от реализации основных фондов и другого имущества;
* от внереализационных доходов и расходов.
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные их них - метод прямого счета и аналитический. Раскрою на примерах эти традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли с учетом опыта других европейских государств.
МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П = (В*Ц) - (В*С),
где П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С - полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Пример расчета прибыли методом прямого счета приведен в табл. 1.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет
Таблица 1
Расчет прибыли от реализации товарной продукции
Наименова-ние продукции (порошков стиральн.) |
Товарный выпуск по плану, т |
Цена за едини- цу продукции за минусом НДС и акци- зов, тыс. грн. |
План. пол- ная себесто- имость еди- ницы проду- кции, | Товарный выпуск по плану, тыс. грн. |
Прибыль, тыс. грн. ( гр.5 * * гр. 6) | |
за 1 т |
тыс.грн. за 1 т | в ценах (гр.3*гр. 2) |
по полной се- бестоимости (гр.4 * гр.2) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
«Дося» | 254 |
1420 |
1270 |
360680,0 |
322580 |
38100,0 |
«Лотос» | 300 |
1969 |
1700 |
590700,0 |
510000 |
80700,0 |
«Наталка» | 224 |
2050 |
1640 |
459200,0 |
367360 |
91840,0 |
«Малыш» | 172 |
1400 |
1200 |
240800,0 |
206400 |
34400,0 |
«Лоск» | 200 |
1600 |
1360 |
320000,0 |
272000 |
48000,0 |
Итого: |
1971380 |
1678340 |
293040 | |||
Остатки готовой продукции на начало планируемого года |
180000 |
60000 |
120000 | |||
Остатки готовой продукции на конец планируемого года |
40000 |
18998,7 |
21001,3 | |||
Всего от реализации товарной продукции |
2111380 |
1719341,3 |
392038,7 |
Еще статьи
Предложение товаров на немонополизованных рынках
Каждая фирма, как и каждый человек,
уникальна. Её поведение на рынке характеризуется некоторой только ей одной
свойственной комбинацией стратегических идей. Тем не менее, выбор стратегии диктуется
определенными правилами и, в первую очередь, зависит от того, в рамках
стандартного ...