Меню сайта
Контуры предлагаемой модели промышленной политики России
– в наибольшей мере экономить валюту при налаживании кооперирования. Это ставит международную научно-производственную кооперацию на первое место среди других форм внешнеэкономических связей в перерабатывающих отраслях, учитывая тяжелое валютное положение России, недостаток или отсутствие у предприятий свободно конвертируемой валюты. Научно-производственная кооперация – наиболее экономная, по сравнению с другими, форма привлечения иностранных инвестиций. Она освобождает хозяйствующие субъекты от значительной части капитальных вложений, затрат на исследования, разработки и т.д., которые несет зарубежный партнер;
– быстрее и радикально повышать технический уровень производства, технико-экономические и качественные параметры продукции на основе применения передовых российских и зарубежных технологий (от них примерно на 2/3 зависит величина издержек производства);
– коренным образом совершенствовать организацию и управление производством, в том числе на основе его реструктуризации в направлениях, предопределяемых достижениями электроники, информатики, менеджмента, присущих наиболее преуспевающим фирмам индустриально развитых стран;
– повышать стабильность работы предприятия, испытывающего неуверенность в поставках необходимых ему материалов отечественными производителями и приемлемых уровнях цен, а также в безубыточном сбыте своей продукции;
– существенно снижать издержки производства.
По мнению В. Куликова[38], для поддержки отечественного производства представляется необходимым осуществить следующее.
Во-первых, – ликвидировать с максимально возможной индексацией задолженность государства перед предприятиями и организациями.
Во-вторых, – поэтапно снизить долю налогов в ВВП не на 1,5-2 пункта, как предусмотрено проектом Налогового кодекса РФ, а в 1,5-2 раза.
В-третьих, – задействовать факторы снижения цены, для чего:
1) отменить нормы налогового законодательства, препятствующие продаже товаров по ценам ниже себестоимости;
2) ввести государственное регулирование цен на продукцию монополистов, не допустив роста цен внутреннего рынка на газ и электроэнергию;
3) изменить порядок определения амортизации, начисляя ее только на основные фонды, приобретенные за счет собственных или заемных средств, но не полученные в результате приватизации.
В-четвертых, – реструктурировать задолженность предприятий:
1) перевести сумму задолженности, превышающую трехмесячную выручку предприятия, в разряд долгосрочных обязательств со сроком погашения в десять лет;
2) распределить задолженность, переведенную в долгосрочные обязательства, пропорционально по всем предприятиям.
В-пятых, – отказаться от взятого перед МВФ обязательства "ни при каких обстоятельствах не проводить налоговой амнистии" (она может касаться штрафов и пени, начисленных до определенной даты, а также части задолженности по обязательным платежам).
В-шестых, – отменить введенные в 1998 г. (в ряде случаев – с нарушением Конституции РФ) новые налоги (пятипроцентный налог с продаж, трехпроцентные дополнительные пошлины на импортные товары и дополнительный двухпроцентный сбор в Пенсионный фонд РФ); восстановить льготное налогообложение ряда потребительских товаров.
При проведении этих мер необходимо обеспечивать определенные приоритеты. В их число должны войти производство потребительских товаров (прежде всего – первой необходимости), а также развитие отраслей с новыми технологиями и конкурентоспособной продукцией (в том числе относящиеся к ВПК). Приоритетной должна стать и поддержка малого бизнеса. Нельзя допустить ее затухание. Наоборот, Россия нуждается в приливе новой предпринимательской волны. Вот почему предстоит:
1) упростить и ускорить процедуры выдачи разрешения на открытие собственного дела, минимизировать бюрократические процедуры регистрации;
2) прояснить систему налогообложения мелкого бизнеса и предусмотреть в ее рамках четкие льготы;
3) облегчить доступ мелких производителей на рынок (помочь, в частности, в организации торговых мест);
4) освободить малый (как, впрочем, и крупный) бизнес от криминальных "крыш".
П. Карпов[39] считает, что одной из главных мер по выходу промышленности их кризиса является задача восстановления платежеспособности предприятий.
Неплатежи в российской экономике вызваны комплексом взаимосвязанных причин, важнейшими из которых являются:
– неэффективность многих предприятий, являющихся первым звеном цепочки неплатежей, и недостаточная задействованность процедур банкротства;
– неэффективное, прежде всего, финансовое управление предприятиями;
– отсутствие у предприятий ресурсов для пополнения оборотных средств;
Еще статьи
Роль природного газа в энергетике и экономике капиталистического мира
Использование природного газа
для удовлетворения различных потребностей человека началось задолго до рождения
современной газовой промышленности и имеет не менее богатую и даже более
длительную историю, чем использование жидких и полутвердых разновидностей
углеводородного сырья: нефти, б ...