Меню сайта
Контуры предлагаемой модели промышленной политики России
Наконец, необходим особый порядок трансформации убытков, согласно которому:
1) в конце финансового года убытки предприятия подразделяются на две равные (по 50 %) доли;
2) одна из них списывается на соответствующую сумму за счет уменьшения собственного капитала предприятия, а другая предъявляется всем без исключения кредиторам, в том числе и фискальной системе, в виде дисконта, представляющего собой уменьшение всей суммы обязательств на сумму убытка, который переносится на кредитора. За последним остается право (в случае, если он намерен противостоять недисконтным потерям) инициировать заявление в суд о банкротстве должника. Иными словами, режим финансового оздоровления должника не ущемляет прав кредиторов (впрочем, кредиторы вряд ли станут обращаться в суды, поскольку в режиме банкротства их требования будут удовлетворяться в последнюю очередь).
По мнению делегатов Третьего всероссийского экономического форума[40], переход к активной промышленной политике предполагает: определение приоритетов долгосрочного технико-экономического развития; льготное кредитование
их реализации за счет использования государственных гарантий; осуществление государственных инвестиционных и научно-технических программ, выращивание национальных лидеров-локомотивов экономического роста, в том числе путем создания благоприятных условий для интеграции финансового капитала и промышленных предприятий.
Очевидно, что эффективность государственного стимулирования структурной перестройки экономики решающим образом зависит от правильности выбираемых приоритетов. К приоритетным направлениям, осуществление которых в соответствующих программах государственной поддержки удовлетворяет указанным критериям, можно отнести, в частности, следующие:
1) развитие биотехнологий, резко поднимающих эффективность АПК;
2) прогресс новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
3) обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, и для замены которого имеются соответствующие возможности освоения производства авиалайнеров нового поколения;
4) обновление оборудования электростанций, в том числе атомных, износ которого приближается к критическим пределам;
5) модернизация систем управления движения железнодорожного транспорта, создание эффективных систем управления смешанными перевозками;
6) производство современных средств гибкой автоматизации и механизации сельскохозяйственного производства;
7) создание современных транспортных узлов: морских портов, аэропортов, железнодорожных станций и автодорожных развязок, что способно существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок, обеспечить условия для внедрения современных систем управления снабжением по принципу "точно вовремя", критически важных для развития производств нового технологического уклада, расширения межрегиональной и международной кооперации производства;
8) наращивание жилищного строительства с использованием современных технологий;
9) налаживание информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптиковолоконной связи, сотовой связи в городах;
10) реконструкция непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностических приборов для медицины, вычислительной техники для системы образования, и т.д.);
11) активное использование государственных закупок передовой техники и передачи ее в лизинг для ускорения обновления производственных фондов;
12) оздоровление окружающей среды на базе современных экологически чистых технологий.
Осуществляя реализацию приоритетных направлений структурной политики, стимулируя инновационную и инвестиционную активность, государство обязано заботиться о формировании и росте конкурентоспособных на мировых рынках отечественных предприятий и их объединений. Это требует пересмотра подхода к экономической политике на микроуровне.
Современное производство в магистральных направлениях экономического роста осуществляется крупными корпорациями, существующими в симбиозе с малыми и средними инновационными предприятиями, научно-исследовательскими институтами, лабораториями и университетами, в своем единстве обеспечивающими непрерывные процессы освоения новых технологий, подготовки кадров, изготовления сложных изделий и создания новых потребительских качеств. Это требует организации разрозненных и нежизнеспособных сегодня предприятий отечественной наукоемкой промышленности в целостные воспроизводственные комплексы, финансово-промышленные группы и объединения. Актуализация имеющихся конкурентных преимуществ немыслима без формирования институциональной среды и разнообразных форм кооперации науки, образования, производства и финансов, соответствующих критериям современного технологического уклада.
Еще статьи
Принципы государственного регулирования цен
Вопрос об экономической роли государства является одним из старейших в
экономической науке. Назревший и выдвинутый ещё в начале восемнадцатого века,
затем образно сформулированный А. Смитом («государство – ночной сторож»)
принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х годо ...