Меню сайта
Основные методы государственного регулирования экономики
Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в степени и методах его воздействия на объекты регулирования экономики, в качестве которых могут выступать сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления, условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы, которые не разрешаются автоматически или же могут быть разрешены в отдаленном будущем. В то же время скорейшее снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Государство должно, если не ликвидировать, то, по крайней мере, ослабить негативные процессы в социально-экономическом развитии общества и всемерно способствовать развитию процессов позитивных.
Правильно сочетая экономические, организационные (в том числе административные и индикативные), правовые и иные методы, государство в рыночных условиях прямо или косвенно способно стимулировать или ограничивать развитие отдельных отраслей, производств, предприятий, решать стоящие перед ним экономические и социальные задачи.
Все методы государственного воздействия на экономику с определенной условностью можно объединить во взаимосвязанные группы.
Во-первых, косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, включающие:
- налоговую политику (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот);
- амортизационную политику (установление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация как важнейшее средство стимулирования накопления, структурных изменений в экономике);
- кредитную политику (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение; гарантии государства под выдаваемые или получаемые кредиты);
- таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин, расширяющих или ограничивающих экспортно-импортные операции).
Во-вторых, прямое государственное финансовое регулирование: распределение бюджетных инвестиций, субсидии санируемым предприятиям, субвенции, дотации, трансферты территориям и т.д.
В-третьих, методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности, заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование, в том числе лицензирование видов деятельности.
В-пятых, программно-целевой метод планирования и управления, включающий разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально-экономических проблем, причем для реализации программ должны использоваться все перечисленные методы.
Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимосвязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства. После отказа от директивного планирования таким основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. При этом их содержание выходит за рамки чистых прогнозов как предположений о состоянии и характере последующего развития страны, поскольку в них содержатся предложения по объемам государственных инвестиций, по реализации государственных программ, по амортизационной политике и некоторые другие элементы государственного воздействия на экономику.
Еще статьи
Прогнозирование финансово-хозяйственой деятельности предприятия
Кризисные ситуации, возникающие вследствие неравномерного развития народного
хозяйства и его отдельных частей, колебания объемов производства и сбыта,
появления значительных спадов производства, следует рассматривать не как
стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предпр ...