Меню сайта
Реформирование налоговой системы
Основы действующей в настоящее время налоговой системы Республики Беларусь были заложены в начале 90-х годов и ориентированы на переход к рыночной экономике. Однако принятые в 1991-1992 гг. налоговые законы во многом отражали прежние подходы к налогообложению и не отличались глубиной проработки. Сама специфика переходного периода, неопределённость будущих структурных преобразований в экономике, отсутствие опыта и знаний о международной практике построения эффективных налоговых систем, приспособленных к условиям рыночной экономики, явились главными причинами того, что налоговая система Республики Беларусь, как и других стран СНГ, изначально имела существенные недостатки. К ним, в частности, относятся:
- Искажённая налоговая структура за счёт неоправданно высокой доли косвенных налогов и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;
- Наличие различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
- Не проработанность вопросов введения и взимания местных налогов и сборов;
- Неупорядоченность введения различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов.
- Учитывая необходимость радикальных перемен, была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы республики, в соответствии с которой изменены сами подходы к преобразованиям в налоговой сфере.
- В этих рамках в течение 1997-2000 гг. были проведены существенные преобразования практически всех основных налогов и сборов (введена зачётная система налога на добавленную стоимость, принята новая редакция законов об акцизах и подоходном налоге с физических лиц, существенные изменения внесены в законодательство о налогах на прибыль и доходы), предприняты меры по сокращению и снижению ставок ряда мелких сборов и отчислений, а также их консолидации в бюджете путём преобразования в целевые бюджетные фонды.
- Цель дальнейшей налоговой реформы заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и на этой основе постоянно увеличивать государственные расходы и решать проблемы бюджетного дефицита, а в том, чтобы:
- а) по мере рыночных преобразований в экономике снизить общий уровень налоговых изъятий;
- б) сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях, и улучшить налоговую структуру;
- в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям производителей и потребителей;
- При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.
Еще статьи
Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
В условиях жесткой
конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей
силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой
становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона.
Принимаемые шаги в этом направлении носят несис ...