• Главная
  • Бизнес-план
  • Производительность труда
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг

Меню сайта

  • Главная
  • Разработка бизнес-плана организации
  • Расчет производительности труда
  • Предприятие, цели создания и принципы функционирования
  • Проблемы цикличного развития экономики
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг
  • Материалы по экономике

Причины возникновения и факторы развития инфляции.

Каким же образом «запускается» инфляционная спираль, и почему ее трудно обуз­дать? Понять это можно при помощи так называемого инфляционного трансмиссион­ного механизма.

Инфляционный трансмиссионный (передаточный) механизм.

Инфляцион­ным трансмиссионным механизмом называется процесс, при котором избыточный спрос стимулирует повышение уровня цен и ставки заработной платы. Данный про­цесс можно проиллюстрировать при помощи рис.2.

Лаг ожидания
Лаг приспособления цен

Рисунок 2

Первичным фактором создания устойчивой инфляции является увеличение сово­купного спроса (первый блок) до уровня, близкого или превосходящего производ­ственную возможность экономики. Это увеличение совокупного спроса вначале про­является в форме увеличения объема продаж товаров и услуг. С ростом продаж запасы фирм сокращаются (блок 2). Фирмы реагируют на это увеличением производ­ства, ускорением производственных процессов и т.д. Таким образом, объемы произ­водства, но не цены приспосабливаются в краткосрочных периодах к изменению спро­са. Так происходит потому, что, во-первых, фирмы поначалу не способны определить, является ли увеличение спроса явлением временным или постоянным, пересматривать же цены - дело довольно дорогостоящее. Во-вторых, цены обычно устанавливаются на контрактной основе на срок от 6 месяцев до года; в-третьих, в условиях олигопольного производства пересматривать цены - значит, нарушать так называемую рыночную дисциплину.

Однако если спрос на факторы производства продолжает устойчиво возрастать (блок 3), то это, в конце концов, приводит к росту цен на них (блок 4); именно цены на факторы производства и труд (особенно — не охваченный профсоюзным движени­ем) наиболее чувствительны к увеличению спроса. Но с увеличением цен на факто­ры производства начинают возрастать издержки (блок 5), а это уже вызывает рост цен на готовую продукцию (блок 6). Именно с этого момента начинает прояв­лять себя собственно инфляция.

В инфляционном трансмиссионном механизме имеется лаг между первоначаль­ным увеличением спроса и ростом уровня цен. Этот лаг называется лагом приспо­собления цен, он может продолжаться в течение нескольких месяцев. Как только цены на факторы производства начнут подниматься, два дополнительных фактора могут подстегнуть такой подъем. Во-первых, это обратная связь, исходящая от цен на готовую продукцию (блок 6) к факторам производства (блок 4). Во-вторых, ожида­ния рабочих относительно будущей инфляции (блок 7): трудящиеся, опасаясь буду­щей инфляции, выдвигают заблаговременно новые требования повышения заработ­ной платы. В результате этого разворачивается инфляционная петля, которую становится трудно контролировать.

Перейти на страницу: 1 2 

Еще статьи

Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
В условиях жесткой конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Принимаемые шаги в этом направлении носят несис ...

(c) 2021 www.norpak.ru

  • На главную
  • Список страниц сайта