Меню сайта
Причины возникновения и факторы развития инфляции.
Каким же образом «запускается» инфляционная спираль, и почему ее трудно обуздать? Понять это можно при помощи так называемого инфляционного трансмиссионного механизма.
Инфляционный трансмиссионный (передаточный) механизм.
Инфляционным трансмиссионным механизмом называется процесс, при котором избыточный спрос стимулирует повышение уровня цен и ставки заработной платы. Данный процесс можно проиллюстрировать при помощи рис.2.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() |
Рисунок 2
Первичным фактором создания устойчивой инфляции является увеличение совокупного спроса (первый блок) до уровня, близкого или превосходящего производственную возможность экономики. Это увеличение совокупного спроса вначале проявляется в форме увеличения объема продаж товаров и услуг. С ростом продаж запасы фирм сокращаются (блок 2). Фирмы реагируют на это увеличением производства, ускорением производственных процессов и т.д. Таким образом, объемы производства, но не цены приспосабливаются в краткосрочных периодах к изменению спроса. Так происходит потому, что, во-первых, фирмы поначалу не способны определить, является ли увеличение спроса явлением временным или постоянным, пересматривать же цены - дело довольно дорогостоящее. Во-вторых, цены обычно устанавливаются на контрактной основе на срок от 6 месяцев до года; в-третьих, в условиях олигопольного производства пересматривать цены - значит, нарушать так называемую рыночную дисциплину.
Однако если спрос на факторы производства продолжает устойчиво возрастать (блок 3), то это, в конце концов, приводит к росту цен на них (блок 4); именно цены на факторы производства и труд (особенно — не охваченный профсоюзным движением) наиболее чувствительны к увеличению спроса. Но с увеличением цен на факторы производства начинают возрастать издержки (блок 5), а это уже вызывает рост цен на готовую продукцию (блок 6). Именно с этого момента начинает проявлять себя собственно инфляция.
В инфляционном трансмиссионном механизме имеется лаг между первоначальным увеличением спроса и ростом уровня цен. Этот лаг называется лагом приспособления цен, он может продолжаться в течение нескольких месяцев. Как только цены на факторы производства начнут подниматься, два дополнительных фактора могут подстегнуть такой подъем. Во-первых, это обратная связь, исходящая от цен на готовую продукцию (блок 6) к факторам производства (блок 4). Во-вторых, ожидания рабочих относительно будущей инфляции (блок 7): трудящиеся, опасаясь будущей инфляции, выдвигают заблаговременно новые требования повышения заработной платы. В результате этого разворачивается инфляционная петля, которую становится трудно контролировать.
Еще статьи
Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
В условиях жесткой
конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей
силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой
становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона.
Принимаемые шаги в этом направлении носят несис ...