• Главная
  • Бизнес-план
  • Производительность труда
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг

Меню сайта

  • Главная
  • Разработка бизнес-плана организации
  • Расчет производительности труда
  • Предприятие, цели создания и принципы функционирования
  • Проблемы цикличного развития экономики
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг
  • Материалы по экономике

Регулирование конкуренции в РБ.

Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).

Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (заметим, что в нем отсутствует определение демонополизации экономики). Специализированным органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций, созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее - Госкомитета по АМП).

Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что

1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;

2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала;

3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;

4) формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств.

На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике - на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии - монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации нашли отражение в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., программах демонополизации экономики Беларуси на 1996-1997 гг. и 1998-1999 гг. Так, целями объявлены: изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.

Основными направлениями демонополизации выступают:

1) формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

3) государственное регулирование деятельности монополий;

4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Противоречивость современной ситуации заключается в том, что. с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи

Предложение и спрос на деньги
Предложению денег и спросу на деньги отводится одно из центральных мест в макроэкономическом анализе. В этой курсовой работе я хотел бы рассмотреть предложение денег и спрос на деньги подробно на примере американской системы. Здесь показывается, что определяющая роль в формировании д ...

(c) 2021 www.norpak.ru

  • На главную
  • Список страниц сайта