Меню сайта
Принципы двухуровневой банковской системы
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.
На международной финансовой конференции в Брюсселе 1920 подчеркивалось “Банки и особенно эмиссионный банк нужно освободить от политического давления, они должны строиться на принципах разумных финансов”.[26]
Таким образом вопрос о независимости центральных банков был поднят очень давно и необходим, как гарантия эффективности его деятельности.
Чаще всего Центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центрального банка не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто она же формально ее и предлагает).
Существенная независимость центрального банка обусловлена его задачами. Понятно, что правительство озабочено краткосрочными и среднесрочными перспективами, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый центральный банк должен выступать своеобразным противовесом.
Действующее законодательство Российской Федерации, как известно утверждает именно эту норму.[27]
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее - Совета директоров);
представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.
Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Еще статьи
Резервные требования
Резервные
требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных
инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков.
Они предоставляют собой часть
кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по
требованию Цен ...