Меню сайта
Сущность конкуренции и ее значение.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40] Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью поступков людей. Более того, он пологает, что конкуренция ценна лишь постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех , которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя функциональный понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей “правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции, они просто хотели заострить внимание на принципиальной важности определенных последствий конкурентной борьбы.
[7, c. 40]
Cуществуют и другие определения конкуренции. Конкуренция – это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов.[6, с. 238]
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.[12, с. 177]
Конкуренция — это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители (продавцы) стремятся как можно дешевле производить товары и дороже их продать. Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с. 144] и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.[12, с. 178]
Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести качественные товары, и как можно дешевле.
В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать подороже, вторые — купить подешевле.
В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества товаров и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке,
- тип производимой продукции,
- способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены,
- барьеры на пути вступления в отрасль,
- отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция существует там, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно- следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Как живительная сила рыночной экономики, она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей.
Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Еще статьи
Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
В условиях жесткой
конкуренции среди регионов за приток инвестиций, квалифицированной рабочей
силы, экологически безопасного производства все более актуальной проблемой
становится повышение имиджа и инвестиционной привлекательности региона.
Принимаемые шаги в этом направлении носят несис ...