Меню сайта
Малое предпринимательство; понятие, показатели, признаки.
Очевидно, что количественные показатели удобны для бюрократов, но с их помощью нельзя определить существенные черты, дающие возможность предприятиям добиться успеха, составляющие секрет высокой эффективности малого предпринимательства.
Вот почему необходимо изучение качественных характеристик малых предприятий, которые являются наиболее важными для понимания сути малого предпринимательства.
Русскими экономистами выявлено несколько направлений, по-своему понимающих экономический смысл малых производственных форм: например, школа так называемых «функционалистов» [15. с.10] и школа «собственников» [15. с.34].
Основные различия между этими школами проявляются в их подходах к следующим вопросам:
- конкретные технологии и размеры расширения предприятий, организационные изменения, анализ последствий НТР;
- место малого предпринимательства национальной экономике;
- проблемы определения и классификации малых предприятий.
Школа «функционалистов» выводит преимущества малых предприятий из их способности занять экономические «ниши», оставленные гигантами.
Идеалом организации (по мнению «функционалистов») является «целостная система небольших хозяйственных единиц в «силовом поле» крупных предприятий» [7. с.35].
Недостатком этой школы является то, что эта позиция предопределяет малым предприятиям роль придатков «большой экономики», маленьких частей большого комплекса, работающих на той же самой основе. В этом случае монопольные гиганты полностью сохраняют свое положение.
«Функционалисты» выводили определение малого предприятия из технических, технологических и численных признаков, но этого оказалось недостаточно, вот почему «собственники» дополнили его главным признаком. По их мнению малое предприятие - это предприятие альтернативных форм собственности, действующее целиком в рыночных механизмах.
Малые предприятия подрывают экономическую власть государства, действуя вне планово-экономической системы, вне государственного распределения трудовых ресурсов, без принудительного найма, вопреки финансовому диктату государства.
Таким образом, ключевое отличие малого предприятия - не размеры и техническая вооруженность, а некое неформальное сочетание черт частного сектора; формальные же наименования малого предпринимательства определены нормативными государственными решениями, а не естественными экономическими отношениями и поэтому не имеют решающего значения.
Сегодня многие мелкие фирмы по технической вооруженности, производительности часто не уступают крупным компаниям, все больше превращаясь в составные звенья крупного общественного производства. В этом плане противопоставление мелкого и крупного производства теряет смысл.
На практике деятельность большого количества мелких и средних фирм сегодня широко включается в процессы планомерно регулируемой монополистической (и государственно-монополистической) деятельности. При этом крупный капитал широко использует предпринимательский потенциал мелких предпринимателей. В таких условиях малое предпринимательство непосредственно включается в систему большого предпринимательства, когда значительная часть небольших компаний вообще не может существовать без тесных связей с монополией.
Еще статьи
Права потребителя
Каждый человек является потребителем (Лицо или организация,
потребляющие продукты чьего-нибудь производства. толковый словарь С.И
Ожегова и Н.Ю. Шведова). Товары, которые мы покупаем и потребляем (услуги)
сегодня имеют довольно большую цену. Это можно увидеть из результата опроса:
...