• Главная
  • Бизнес-план
  • Производительность труда
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг

Меню сайта

  • Главная
  • Разработка бизнес-плана организации
  • Расчет производительности труда
  • Предприятие, цели создания и принципы функционирования
  • Проблемы цикличного развития экономики
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг
  • Материалы по экономике

Малое предпринимательство; понятие, показатели, признаки.

Очевидно, что количественные показатели удобны для бюрократов, но с их помощью нельзя определить существенные черты, дающие возмож­ность предприятиям добиться успеха, составляющие секрет высокой эф­фективности малого предпринимательства.

Вот почему необходимо изучение качественных характе­ристик малых предприятий, которые являются наиболее важными для понимания сути малого предпринимательства.

Русскими экономистами выявлено несколько направлений, по-своему понимающих экономический смысл малых производственных форм: например, школа так называемых «функци­оналистов» [15. с.10] и школа «собственников» [15. с.34].

Основные различия между этими школами проявляются в их подходах к следующим вопросам:

- конкретные технологии и размеры расширения пред­приятий, организационные изменения, анализ последствий НТР;

- место малого предпринимательства национальной экономике;

- проблемы опре­деления и классификации малых предприятий.

Школа «функционалистов» выводит преимущества малых предприятий из их способности занять экономические «ниши», оставленные гигантами.

Идеалом организации (по мнению «функционалистов») является «целостная система неболь­ших хозяйственных единиц в «силовом поле» крупных предприятий» [7. с.35].

Недостатком этой школы является то, что эта пози­ция предопределяет малым предприятиям роль придатков «боль­шой экономики», маленьких частей большого комплекса, работающих на той же самой основе. В этом случае монопольные гиганты полностью со­храняют свое положение.

«Функционалисты» выводили определение малого предприятия из технических, технологических и численных признаков, но этого оказалось недостаточно, вот почему «собственники» дополнили его главным признаком. По их мнению малое предприятие - это предприятие альтернативных форм собственности, дей­ствующее целиком в рыночных механизмах.

Малые предприятия подрывают экономическую влас­ть государства, действуя вне планово-экономической системы, вне государственного распределения трудовых ресурсов, без принудительного найма, вопреки финансовому диктату государства.

Таким образом, ключевое отличие малого предприятия - не разме­ры и техническая вооруженность, а некое неформальное сочетание черт частного сектора; формальные же наименования малого предпри­нимательства определены нормативными государственными решения­ми, а не естественными экономическими отношениями и поэтому не имеют решающего значения.

Сегодня многие мелкие фирмы по технической вооруженности, производительности часто не уступают крупным компаниям, все больше превращаясь в составные звенья крупного общественного произ­водства. В этом плане противопоставление мелкого и крупного произ­водства теряет смысл.

На практике деятельность большого количества мелких и средних фирм сегодня широко включается в процессы планомерно регулируе­мой монополистической (и государственно-монополистической) дея­тельности. При этом крупный капитал широко использует предприни­мательский потенциал мелких предпринимателей. В таких условиях малое предпринимательство непосредственно включается в систему большого предпринимательства, когда значительная часть небольших компаний вообще не может су­ществовать без тесных связей с монополией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи

Права потребителя
Каждый человек является потребителем (Лицо или организация, потребляющие продукты чьего-нибудь производства. толковый словарь С.И Ожегова и Н.Ю. Шведова). Товары, которые мы покупаем и потребляем (услуги) сегодня имеют довольно большую цену. Это можно увидеть из результата опроса: ...

(c) 2021 www.norpak.ru

  • На главную
  • Список страниц сайта