Меню сайта
Тенденции мировой и российской энергетической политики.
Судя по ситуации на мировых энергетических рынках в 1997-98 гг а также в связи с вероятным существенным усилением воздействия экологического фактора в случае реализации обязательств по ограничению выбросов парниковых газов в рамках Протокола Киото, вероятность развития мировой энергетики в соответствии со сценарием Б представляется более близкой к реальности. Необходимо отметить, что в соответствии с самыми последними прогнозами МЭА большинство количественных оценок развития мировой энергетики более близки к сценарию Б
В дальнейшем при анализе тенденций в мировой энергетике в случае необходимости будут приводиться оценки обоих сценариев МЭА - прогнозы МЭА, сделанные в 1998 г., а также оценки из других источников.
Одним из основных показателей эффективности и рациональности энергопотребления в экономике является энергоемкость (energy intensity). отражающая расход энергоресурсов на 1000 долл. ВВП в пересчете на нефтяной эквивалент. В 1995 г. наиболее низким этот показатель был в странах ОЭСР и составил 0.3 т.н.э., а наиболее высоким в России и странах СНГ, где в среднем расходуется 2,4 т.н.э. на 1000 долл. ВВП. За период с 1980 до середины 90-хдины 90-х гг. энергоемкость в странах ОЭСР уменьшилась почти на 20%. в то время как в странах Восточной Европы и СНГ она выросла на 15%. Это объясняется принимаемыми в странах ОЭСР мерами по повышению энергоэффективности и энергосбережения, а также свертыванием производства энергоемкой продукции. В то же время в странах ЦВЕ и особенно бывшего СССР, в результате экономического спада при сохранении нерационального энергопотребления и отсутствии активной политики в области энергосбережения произошел существенный рост энергоемкости. Среди наиболее энергопотребляющих отраслей необходимо выделить черную металлургию и транспорт, деятельность которых оказывает существенное влияние динамику и структуру энергопотребления. В середине 90-х гг. общемировое потребление энергии в черной металлургии составило около 17% всего промышленного ее потребления, в Китае и Индии - 25%.
Важно отметить, что за последние десятилетия изменилась география производства и потребления железа и стали. В частности, в конце 60-х гг. сокращалось их производство в США, а в 80-х гг. в Японии, что связано со структурной перестройкой в экономике этих стран: замещением металлоемких отраслей наукоемкими, заменой стали на синтетические и композитные материалы и т.д. В то же время динамично развивалась металлургия в Китае, странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, что связано с развитием базовых и металлоемких отраслей. Данные обстоятельства объясняют причины столь высокого удельного веса черной металлургии в энергопотреблении и роста спроса на энергоресурсы в этих регионах, прежде всего на уголь и электроэнергию. Эти тенденции сохранятся и в начале следующего столетия. В России и других странах СНГ в 90-е гг. наблюдается резкое снижение объемов производства в черной металлургии, что связано в первую очередь с экономическим спадом, а также с тенденцией свертывания металлоемких производств.
Значительная часть мирового потребления энергоресурсов приходится на транспортный сектор, в частности более половины нефти и нефтепродуктов. С 1971 по 1995 гг. потребление энергетических ресурсов на транспорте в мире росло на более чем 3% в год, в то время как среднегодовые темпы прироста энергопотребления в целом составили 2,7%. Это выше аналогичных показателей в промышленном и других секторах конечного энергопотребления в мировой экономике. Прогнозируемое продолжение быстрого развития транспорта во всех регионах мира может привести к дальнейшему росту энергопотребления в этой отрасли. Согласно существующим оценкам эта отрасль к 2010 г. будет потреблять около 60% всей добываемой в мире нефти. Под воздействием экологического и технологического факторов ожидается увеличение спроса на нефтепродукты с более глубокой степенью очистки, а также дальнейший переход на транспортные средства с более экономичными и экологически чистыми силовыми установками. В то же время есть основания полагать, что в ближайшие десять-пятнадцать лет вряд ли будет найдена серьезная альтернатива нефтепродуктам в качестве основного вида топлива для транспорта. Необходимо отметить, что в некоторых странах наверняка увеличится доля транспортных средств, использующих природный газ.
Еще статьи
Пути экономии топливно-энергетических ресурсов
Обеспечение
комфортных тепловых условий в помещениях жилых и общественных зданий в холодное
время года необходимо для высокопроизводительного труда, укрепления здоровья и
улучшения отдыха людей.
Но ускорение
темпов развития народного хозяйства сегодня не может быть достигнуто без
пр ...