Меню сайта
Роль бюджета в социально-экономическом развитии.
В условиях перехода на рыночные отношения система финансирования народного хозяйства претерпела значительные изменения: сократился объем бюджетных ассигнований на народное хозяйство ; бюджетные ассигнования направляются на финансирование ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, угольная промышленность, на конверсию оборонной промышленности и прочие.
Так, доля расходов бюджета СССР на народное хозяйство в 1980 году составляла 53.7 процентов всех средств бюджета, а в ходе проведения рыночных реформ расходы значительно сократились ( табл. 1.1 ).
Таблица 1.1
Государственный бюджет в 1992 – 1997 годах ( в % ).
Показатель |
Доля расходный статей консолидированного бюджета в ВВП, % | |||||
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Народное хозяйство |
40,3 |
33,1 |
30,1 |
30,8 |
30,4 |
28,8 |
Основная масса бюджетных средств для финансирования народного хозяйства направлялась на капитальные вложения, на покрытие убытков малорентабельных предприятий, на пополнение норматива собственных оборотных средств и другие цели.
Переход на самофинансирование и самоокупаемость с середины 80-х годов несколько изменил структуру расходов бюджета на народное хозяйство , а также структуру распределения расходов в консолидированном бюджете Российской Федерации по уровням бюджетной системы. В настоящее время наблюдается уменьшение бюджетного финансирования расходов на народное хозяйство из федерального бюджета и соответственно, увеличение доли расходов из бюджетов территорий. Таким путем происходит процесс делегирования полномочий бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам в области финансирования расходов на народное хозяйство ( табл. 1.2 ).
Таблица 1.2
Структура распределения расходов в консолидированном бюджете РФ по уровням бюджетной системы ( в % )
Показатели |
В процентах от консолидированного бюджета | ||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Федеральный бюджет | |||||
Расходы: всего |
49 |
47,5 |
45,3 |
45,6 |
41,5 |
из них на народное хозяйство |
25 |
20,9 |
23 |
20,2 |
19,4 |
Бюджеты территорий | |||||
Расходы: всего |
51 |
52,5 |
55 |
59 |
62,3 |
из них на народное хозяйство |
75 |
79,1 |
83 |
91,4 |
93 |
Приведенные данные показывают снижение расходов на народное хозяйство из Федерального бюджета с 1995 по 1999 годы на 15.3 процента и увеличение соответствующих расходов бюджетов территорий.
· Приоритетными направлениями бюджетного финансирования на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в угольную и нефтяную промышленность, а также на конверсию оборонной промышленности (дотации предприятиям в связи с конверсией, например предприятиям, ранее связанных с производством химического оружия).
Еще статьи
Предложение и спрос на деньги
Предложению денег и спросу на деньги
отводится одно из центральных мест в макроэкономическом анализе.
В этой
курсовой работе я хотел бы рассмотреть предложение денег и спрос на деньги
подробно на примере американской системы. Здесь показывается, что определяющая
роль в формировании д ...