Меню сайта
Рынок информации: особенности и проблемы развития.
Усиление конкуренции на информационном рынке повлекло за собой как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации. Так, в преддверии денационализации фирма «Бритиш телеком» снизила плату за пользование междугородними каналами телефонной связи на 33%.[17]
Все большую роль в информационном производстве стали играть мелкие и средние предприятия, используя такие свои преимущества, как гибкость, мобильность, близость к потребителю. Например, в США в середине 80-х годов мелкий и средний бизнес поглощал 50,1% всех занятых в области обработки данных и обслуживания компьютеров.[18]
Вместе с ростом числа производителей на информационном рынке расширяется круг предлагаемых товаров и услуг, повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру информационных товаров.
Таким образом, на рынке информации четко проявились основные тенденции структурных изменений и смены приоритетов регулирования, происходившие в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран с высоким уровнем экономического и социального развития, как формирование так называемого бесприбыльного сектора экономики. Некоммерческие информационные службы составляют значительную часть этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения, издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Среди экономических концепций, объясняющих причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.
Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.
Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведении рекламных кампаний.
Неприбыльные информационные службы в отличие от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.
Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассигнованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.
Из-за специфики информации как товара и социальной значимости
Еще статьи
Протокол Киото и новая энергетическая политика
Национальным достоянием России являются ее природные, в первую очередь,
топливно-энергетические ресурсы и интеллектуально-производственный
потенциал, сосредоточенный, главным образом, в военно-промышленном и
топливно-энергетическом комплексах.
Россия была, есть и ...