Меню сайта
Рынок труда в 1999 – 2001 гг.
Это же характерно и для Читинской области.
Показатели экономического роста (при любых сценариях развития) еще долгие годы не позволят нормализовать уровень безработицы и обеспечить относительно равновесное состояние рынка труда области.
Причин несколько:
· глубина спада;
· темпы роста занятости окажутся намного ниже, чем обычно при экономическом росте;
· сохранение в течении длительного периода высокого уровня экономической активности населения. К тому же при большой потребности в оплачиваемой работе лишь незначительная часть трудоспособных лиц добровольно согласится работать неполное рабочее время;
· ограниченные возможности развития непроизводственной сферы и сфер услуг населению как генератора новых рабочих мест из-за отсутствия необходимых ресурсов и спросовых ограничений.
Рынок труда области переживает далеко не самые лучшие времена.
Какие меры можно предпринять для выхода из сложившейся ситуации?
Ключевые элементы политики занятости на будущий период могут быть сформированы следующим образом:
· обеспечение социально приемлемого уровня занятости;
· содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;
· сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала при преодолении избыточной численности работников;
· социальная поддержка безработных, особенно из маргинальных слоев населения.
Однако, следует признать, что при всей важности мероприятий, проводимых службами трудоустройства, они не в состоянии радикально решить проблему занятости населения. Они могут лишь в какой-то мере сгладить ее остроту. Для решения этой проблемы необходим новый курс экономической политики.
Сейчас уже ясно, что форсирование рыночных реформ, разгосударствление экономики оказались неэффективными в отношении использования производственных факторов. Имеем массовую безработицу высококвалифицированных кадров при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других областях. Поэтому программы борьбы с безработицей должны стать неотъемлемой частью социально-экономической программы выхода из кризиса. Политика государства должна быть направлена на сознательное сдерживание гипербезработицы, обеспечение занятости. Еще предстоит сопоставить, во что обходится поддержка государством неэффективных рабочих мест и какие экономические, моральные, нравственные потери несет общество от безработицы, оценить в полной мере ее пагубные последствия. Программы ликвидации и приватизации предприятий должны содержать оценку влияния их на рынок труда, использования высвобождаемых работников.
В заключение стоит отметить, что необходим интегрированные подход к решению проблемы занятости как на макроуровне, так и на региональном местном уровне. Борьба с безработицей должна вписываться в ориентацию на общий экономический рост: только это позволит создать действенную систему регулирования занятости.
Приложения
Удельный вес работников, занятых во вредных
и опасных условиях труда в Читинской области
(на начало года; в процентах от общей численности)
Таблица
1
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Работали в условиях, не отвечающих санитарно-техническим нормам: | |||||||
промышленность |
11,0 |
17,5 |
19,2 |
17,9 |
16,7 |
15,9 |
15,3 |
строительство |
14,7 |
14,4 |
11,9 |
8,8 |
10,5 |
11,2 |
12,2 |
транспорт |
6,1 |
10,8 |
9,0 |
8,8 |
9,4 |
10,4 |
11,2 |
связь |
- |
2,6 |
4,9 |
4,4 |
3,9 |
1,9 |
3,9 |
Заняты тяжелым физическим трудом: | |||||||
промышленность |
6,1 |
5,0 |
4,7 |
4,6 |
4,7 |
4,4 |
5,8 |
строительство |
7,4 |
4,8 |
6,4 |
3,4 |
4,8 |
4,8 |
4,3 |
транспорт |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,6 |
0,9 |
0,5 |
связь |
- |
- |
- |
- |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Работали на оборудовании не отвечающим требованиям безопасности: | |||||||
промышленность |
- |
0,9 |
0,4 |
0,9 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
строительство |
- |
0,9 |
1,2 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
транспорт |
- |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
связь |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Всего работали в неблагоприятных условиях труда: | |||||||
Промышленность |
47,3 |
53,8 |
48,0 |
63,4 |
52,8 |
45,6 |
43,6 |
строительство |
37,7 |
41,3 |
28,7 |
53,3 |
42,9 |
23,5 |
32,7 |
транспорт |
46,0 |
50,1 |
26,9 |
58,4 |
42,3 |
37,9 |
39,1 |
связь |
- |
20,4 |
13,9 |
16,2 |
9,8 |
5,3 |
6,9 |
Еще статьи
Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах на рынке монополистической конкуренции
Мой интерес к
данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция
является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой
формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено
абстрактной модели, как это можно сделать в ...