Меню сайта
Регулирование фондового рынка Республики Мордовия
Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [ 1.20 ]
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и др. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые, т.д.
Различают государственное регулирование, регулирование со стороны проф.участников, общественное регулирование.
Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:
-смешанной моделью инфраструктуры;
-гипертрофированной ролью государства в регулировании;
-значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;
-жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;
-отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка;
-отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка).
Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме.
Основные функции государства в регулировании:
а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.;
б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;
в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:
1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций);
2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг приватизационного агентства (Госкомимущества);
3) неустойчивость и конкуренция властных структур.
Структура основных государственных органов, регулирующих фондовый рынок, приведена, на схеме [ см. приложение 8 ].
Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Регулирование деятельности ряда участников рынка (коммерческих банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов), полностью или частично отнесено к компетенции других ведомств. В итоге совокупное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в компетенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, являются Центральный Банк России (ЦБР), Министерство Финансов России (Минфин), Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие органы.
Еще статьи
Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации
Настоящие Правила признания товарного знака
общеизвестным в Российской Федерации изданы в соответствии со статьей 43 Закона
Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхож-дения товаров" (далее - Закон) от 23 сентября
1992 года № 3520- ...