• Главная
  • Бизнес-план
  • Производительность труда
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг

Меню сайта

  • Главная
  • Разработка бизнес-плана организации
  • Расчет производительности труда
  • Предприятие, цели создания и принципы функционирования
  • Проблемы цикличного развития экономики
  • Промышленная политика России
  • Рынок ценных бумаг
  • Материалы по экономике

Реформа системы регулирования естественных монополий

Указ предписывает Правительству РФ разработать в первом полугодии программу мер по реформе в сферах естественных монополий и одобряет прилагаемые основные положения, определяющие направленность, содержание и этапность проведения реформы.

Основные положения, хотя и являются согласно указу промежуточным документом, но довольно подробно излагают план преобразования четырех отраслей, представляющих естественные монополии: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта и электросвязи. Сразу отметим, что, следовательно, реформировать собираются не всех естественных монополистов. Сегодняшние проблемы антимонопольного регулирования имеют примерно такие же свойства и для сферы водоснабжения, и для почтовой связи, и для поставок целого ряда товаров (услуг) во многих регионах.

Избранные для первоочередного реформирования отрасли отнюдь не равнозначны. Железнодорожный транспорт по-прежнему является единой государственной отраслью. Газовая промышленность преимущественно представлена одним акционерным обществом РАО «Газпром», 35% акций которого сохранены за государством, но находятся в доверительном управлении руководства РАО. Дочерние общества РАО полностью им контролируются и осуществляют отдельные функции, обеспечивающие стабильность газодобычи, транспортировки и потребления газа (геологоразведка, комплектация и снабжение, машиностроение и др.).

Наиболее сложна структура электроэнергетической отрасли. Доминирующее положение в ней занимает РАО «ЕЭС России» – акционерное общество холдингового типа, контролирующее значительную часть электростанций, межсистемные линии электропередачи, региональные электроснабжающие компании и АО «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России». В «Основных положениях…» указывается, что статус этой компании неизбежно создает внутренние противоречия ее интересам при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Тем более, что преобразование институциональной структуры отрасли осуществлялось далеко не бесконфликтно.

Например, атомные электростанции Минатома не входят в систему РАО «ЕЭС России», но передают выработанную энергию в сеть, принадлежащую РАО, и вынуждены мириться с ее условиями и ценами. Это чистый пример монополии потребителя, т.е. монопсонии, и проигрывают здесь, безусловно, атомщики. В электросвязи структура отрасли более однородна и приспособлена к развитию конкурентных отношений: обслуживание магистральных и зоновых сетей осуществляет АО «Ростелеком», а непосредственно услуги связи предоставляют пользователям отдельные акционерные предприятия отрасли.

Несмотря на существенные различия внутренних институциональных структур, для всех перечисленных отраслей типичны такие явления, как весьма значимый уровень задолженности дебиторов, а также и самих монополистов перед бюджетом, высокий уровень издержек при низкой рентабельности, завышение тарифов на предоставляемые услуги, нарушение принципов свободного ценообразования с явно прослеживаемой тенденцией занижения тарифов по услугам для населения и государственных организаций за счет их завышения по услугам для прочих юридических лиц (называемое в «Основных положениях .» «перекрестным субсидированием»).

Главные цели преобразований определяются после констатации основных характеристик процессов экономического развития естественных монополий и зависящих от них потребителей их услуг. При этом отмечено как значение их деятельности для поддержки стабильности в первые годы радикальной реформы, так и необходимость их решительного преобразования в настоящее время. Целевой раздел «Основных положений…» называет более десятка основных общих задач структурной реформы, но все они в концентрированном виде перечислены тремя формулировками указа: усиление контроля

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи

Регистрация предприятий
Организация собственного бизнеса предполагает решение ряда проблем. Их актуализация обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что создание и развитие собственного бизнеса связано с высокой степенью риска, а следовательно достаточно высокой вероятностью банкротства. В качестве док ...

(c) 2021 www.norpak.ru

  • На главную
  • Список страниц сайта