Меню сайта
Первый этап: ваучерная приватизация
К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности государства значительной части акций приватизированных предприятий.
Доля госсобственности в акциях[3]
приватизированных предприятий (на 1996 г.)
Отрасль |
% |
Целлюлозно-бумажная промышленность |
20 |
Металлургия |
15 |
Телекоммуникации |
38 |
Машиностроение |
55 |
Нефте- и газодобыча |
42 |
Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России не только государственных предприятий, не
подлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий дает государству более широкие возможности для использования различных форм экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором промышленности.
Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения выбранных вариантов, то явное предпочтение было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант избрали около 75% предприятий. Однако, такая форма перекрывает возможности внешнего влияния и контроля за ним. Эта ситуация сводится к минимуму при нормальном функционирование рынка ценных бумаг. Но, как показывает опыт, что во время закрытой подписки или по её завершению начинается скупка акций директоратом или внешним инвестором.
Приватизация в Росси принесла с собой чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), которые собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России. ЧИФ должен был стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны были играть важную роль в мобилизации и свободном переливе капиталов, интересоваться в первую очередь инвестированием в производство с учетом рыночной ситуации. Однако практика первого этапа приватизации показала, что ЧИФы, в основном, были заинтересованы в получение максимальных дивидендов , а не в реальном развитии предприятия.
Если подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то следует отметить , что он позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 года уже была передана в частные руки, но они были приватизированы без зданий и сооружений, что характеризует некоторую неопределенность в их положение. К концу 1994 года этот процесс завершился почти по всей территории России.
К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически не была вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к концу 1994 было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих приватизации.
Еще статьи
Расходы госбюджета Беларусь
Здоровье или болезненность
государственного бюджета ощущает на себе каждый из нас: по тому, какую и
насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития
образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую
питаемых из государственной казны. В Росс ...